Об архипелаге :: История и политика

Предположительно, архипелаг впервые обнаружили викинги или поморы в XII веке. С 1194 года он под именем Свальбард упоминается в норвежских летописях (по другим версиям под этим названием могли фигурировать и Гренландия, и Ян-Майен).

Официально острова были открыты и документированы лишь в 1596 году голландцем Виллемом Баренцем, который дал главному острову название «Шпицберген», что в переводе означает «острые горы».

Обнаруженные Баренцом на острове и в его сопредельных водах большое число моржей и китов дали старт многочисленным промысловым экспедициям. Примерно в это же время архипелаг появился на русских картах под названием «Святые русские острова». Через несколько лет свои претензии на эти земли заявили Англия и Дания. И в XVII и XVIII веках архипелаг использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла.

В 1765—1766 гг. Михаил Ломоносов организовал две морские научные экспедиции к Шпицбергену под началом Василия Яковлевича Чичагова, однако суровый климат не позволял организацию на архипелаге постоянных поселений и вплоть до начала 20-го века Шпицберген официального российского присутствия не имел. Тем не менее, поморы поддерживали сезонное охотничье присутствие на архипелаге, а наиболее отчаянные из них регулярно оставались на зимовку.

После прихода в упадок китобойного и пушного промысла в конце 18-го века, на протяжение следующих ста лет Шпицберген был фактически заброшен и считался ничейной территорией «terra nullius», и фактически никем не управлялся. Новая волна интереса началась лишь в конце 19-го века, когда круглогодичный доступ к портам и относительно мягкий климат сделали Шпицберген основной базой для полярных экспедиций и арктического туризма.

На архипелаге побывало множество знаменитых исследователей, включая Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена и Эрнста Шеклтона. В 1912 году Западный Шпицберген был подробно описан и картографирован в время последней экспедиции знаменитого российского арктического исследователя и пионера Северного Морского Пути Владимира Русанова. Экспедиция обнаружила богатые залежи каменного угля и 30 заявочных столбов закрепили право России на добычу здесь полезных ископаемых.

Начавшаяся в начале XX века добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями привела к строительству постоянных поселений. Однако суверенитет Норвегии над архипелагом был признан только в 1920 году, когда США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали в Париже Шпицбергенский трактат. Норвежцы спешили закрепить за собой спорные земли в отсутствие главного соперника (Российской Империи), что определило беспрецендентные условия договора. По соглашению, все страны-участницы трактата сохраняли право на добычу и разработку полезных ископаемых на архипелаге. В 1935 году к нему присоединился и СССР, уже имевший к тому времени на Шпицбергене несколько рабочих поселков.

Во время второй мировой войны, Свальбард не мог выступать в качестве полноценной военной базы, поэтому его население было эвакуировано, а присутствие немецких войск на архипелаге было ограничено забрасываемыми с самолетов и подводных лодок метеостанциями, корректирующими работу немецкой авиации в Заполярье. Для их уничтожения в 1942 году в район Лонгиербьюен из Шотландии был заброшен небольшой норвежский отряд на двух судах Isbjorn и Selis. Несмотря на то, что оба судна были уничтожены, норвежцы сумели закрепиться на берегу.

В послевоенные годы добыча угля на архипелаге возобновилась силами норвежских компаний и треста «Арктикугль», который выступал также как основной представитель Советского Союза. К концу XX века постепенное истощение разведанных запасов в шахтах и снижение цен на уголь привело к сокращению добычи на всех шахтах архипелага. Как результат, норвежское правительство начало ориентировать Шпицберген на развитие туризма и экспедиционно-научной базы.

В настоящее время норвежская компания Стуре Норшке добывает уголь на шахте N7 в Лонгиербюене, обеспечивая углём местную электростанцию. Работы в шахтах Свеагрува были приостановлены в 2015 г., однако шахты поддерживаются в рабочем состоянии. Основным источником доходов Норвегии на архипелаге стали туризм и обеспечение научной деятельности. В частности, бывшая угольная компания Kings Bay обеспечивает логистической поддержкой около 200 ученых работающих в Ню-Алесуне в летний сезон, а также отвечает за снабжение других научных станций. Туристический бизнес сконцентрирован вокруг Лонгиербюена, куда прилетают туристы из континентальной Норвегии, а также приходят круизные суда.

«Арктикуголь» продолжает добывать уголь в Баренцбурге, часть его идет на экспорт и часть на обеспечение местной ТЭЦ, а также развивает туристическую деятельность, однако продолжает дотироваться из госбюджета.

Новости

01.04.2021 Вышла статья о строении и динамике ледника Альдегонда в последние десятилетия

 

22.03.2021 Шпицбергенская научная конференция 2021 (SSC 2021)

 

Шпицбергенская научная конференция 2019 (SSC 2019): открыта регистрация и подача тезисов

 


ФГБУ «ААНИИ» 2017 г. - 2024 г.